1
1. Общие положения
1.Порядок осуществления мониторинга детской одаренности (далее - Порядок)
устанавливает правила организации и осуществления мониторинга детской одаренности
воспитанников МДОУ Детский сад №12» (далее ДОУ).
2. Настоящий порядок разработан на основании закона №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» и п.11,12 Постановления Правительства РФ от 17.11.2015г. №
1236 «Об утверждении Правил выявления детей проявивших выдающиеся способности,
сопровождения мониторинга дальнейшего развития»
3.Настоящий Порядок является обязательным для педагогов и специалистов ДОУ,
определяет формы совместной деятельности воспитателей, специалистов, родителей по
выявлению признаков одаренности, содействия и поддержке
развития общих и
профильных способностей (реализацию одаренности).
2. Организация и осуществление мониторинга детской одаренности.
2.1. Одаренность - системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое
определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных)
результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими
людьми.
Одаренный
ребенок-ребенок,
выделяющийся
яркими,
иногда
выдающимися
достижениями в том или ином виде деятельности. Одаренность ребенка проявляется в
успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Под
одаренностью в данном Порядке подразумевается высокий уровень развития каких-либо
способностей ребенка в одном или нескольких видах деятельности, которые устойчиво
проявляются на протяжении его пребывания в ДОУ. Мониторинг детской одаренности
включает в себя процедуру выявления одаренных детей посредством диагностических
методик, направленных на раскрытие способностей детей.
2.2. Цель осуществления мониторинга детской одаренности - развитие потенциала
одаренного ребенка в одном или нескольких видах деятельности через систему выявления
и создания условий для поддержки и достижения более высоких результатов.
Мониторинг предполагает решение следующих задач:
• Получение информации об интересах, способностях, особенностях развития
ребенка от родителей, воспитателей, специалистов ДОУ.
• Выявление одаренных детей с помощью диагностических методик, анкетирования
родителей, опрос специалистов ДОУ.
2.3. Основными направлениями деятельности педагогов являются
• выявление и распознание признаков и вида одаренности ребенка
(интеллектуальная, академическая, художественная, креативная, лидерская или
социальная, психомоторная или спортивная);
• поддержание задатков, способностей через создание условий для достижения
ребенком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или
нескольких видов деятельности;
• совершенствование и апробация новых форм взаимодействия с ребенком,
специалистами и родителями в сопровождении ребенка и моделировании его
образовательной траектории.
• сопровождение одаренных детей на основе поддержки сильных сторон личности
ребенка, кооперации с другими воспитанниками группы.
2.4. Принципы работы с одаренными детьми:
•
•
индивидуализация (индивидуальный образовательный маршрут)
принцип опережающего и развивающего обучения
2
•
•
•
принцип комфортности в любой деятельности
принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей
возрастание роли дополнительного образования.
2.5. Мониторинг детской одаренности детей старшего дошкольного возраста
осуществляется ответственным лицом, назначенным приказом заведующего ДОУ,
1 раз в год.
2.6. Система выявления одаренных детей ответственным лицом.
• Первичное обследование воспитанников включает
- наблюдение воспитателей за детьми в процессе различных видов деятельности
- анкетирование взрослых (родителей и педагогов).
• Анализ полученных данных об уровне развития специальных способностей детей
(определение вида способностей); подведение итогов мониторинга (сводные
данные по группам, ДОУ)
• Обсуждение итогов мониторинга с педагогами и родителями с целью создания
благоприятных условий для развития творческого потенциала воспитанников.
• Рекомендации педагогам по поддержке детской одаренности, создание для
воспитанников ситуации успеха и уверенности через формы индивидуальной
работы, участие в конкурсах различного уровня
• Рекомендации родителям по определению детей в учреждения дополнительного
образования в соответствии с выявленными способностями.
• Оформление детских портфолио.
3. Участники организации работы с одаренными детьми.
Участниками организации работы с одаренными детьми в учреждении являются:
• администрация ДОУ (заведующий);
• воспитатели ДОУ;
• специалисты ДОУ (музыкальный руководитель, инструктор по физической
культуре) и специалисты консультативного пункта;
• родители одаренных детей.
4. Ответственность участников образовательных отношений за работу с одаренными
детьми.
Участники образовательных отношений ответственны за: своевременное
выявление одаренности ребенка создание условий для развития
одаренности, способностей ребенка.
3